Рим – это столица и крупнейший город Италии, основанный в 753 году до н.э., является одним из старейших городов мира. Население составляет 2 875 805 человек, а площадь 1287 км 2. Исторический центр города внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Добирались мы до Рима прямым рейсом из Москвы компании аэрофлот. Такси бронировали заранее в наших апартаментах, стоимостью около 50 евро, так что встречали нас с табличкой. Поселились мы недалеко от Ватикана и станции метро Valle Aurelia. Решили мы поехать на 8 дней, и нам этого хватило. А точнее, мы прогулялись по всем достопримечательностям, и даже съездили в аутлет. На Неаполь и Флоренцию времени уже не хватило. Сначала мы думали взять в аренду машину, чтобы поехать в эти два города. Но потом оказалось, что с парковкой в Риме все ну очень сложно, даже вдалеке от центра. А исторический центр вообще находиться в зоне ЗТЛ и туда нельзя въезжать не резидентам. Например, однажды с нашим отелем парковалась женщина, и, делая параллельную парковку, она растолкала соседние машины, потом вышла и пошла, как будто ничего не случилось (думаю у них это и правда в порядке вещей).
В Риме очень много туристов, особенно много оказалось групп китайцев. Именно поэтому, билеты во все популярные места лучше покупать онлайн и заранее. Обязательно распечатайте билеты, при мне девушку не пустили в Ватикан с электронным билетом. Мы покупали следующие: Колизей+Римский форум и билеты в Ватикан. Если хотите попасть в галерею Боргезе, туда покупать билет лучше заранее. Но у нас уже была передозировка информации, поэтому я была рада, что мы не купили.
Прежде, чем перейти к достопримечательностям, напишу про наш приблизительный маршрут:
День 1: Колизей, Римский форум, Капитолийская площадь, площадь Венеции, улица Корсо
День 2 : Сады и музеи Ватикана
День 3: Площадь Навона, Дворец Колонна, Замок Ангела, Пантеон
День 4: Вилла Боргезе, площадь дель Пополо, площадь Испании и Испанская лестница, фонтан Треви
День 5: Район Траствере, площадь Мальтийских рыцарей
Днь 6: Собор Петра, Термы каракалы
День 7: Аутлет
На неделю мы купили недельный проездной, который действует в метро, автобусах и некоторых ближайших электричках (электричками не пользовались). До Ватикана и собора Петра мы ходили пешком, а в остальных случаях пользовались метро и автобусами. Автобусы ходят довольно точно в соответствии с расписанием на гугле, но их надо ловить как такси, иначе не остановится. Несмотря на огромное количество туристов, нигде практически нет толп и такого, что вас запихивают. Хотя на узеньких улочках бывает довольно трудно разойтись, а возле популярных достопримечательностей бывает к ним не пройти. Но при этом, я все равно вспоминаю Рим с какой-то теплотой и любовью, каждый день мы проходили не меньше 10 километров. Городом можно любоваться бесконечно, он очень красивый, великолепная архитектура и фонтаны влюбляют с первого взгляда.

Колизей
Первым делом, естественно, мы отправились в Колизей. Все-таки это неофициальный символ Рима!
Колизей – наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Строительноство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении 8 лет и началось в 72 году н.э. Колизей был признан в 2007 году одним из 7 новых чудес света.
В Колизей мы приехали на метро, станция Colloseo. При выходе на улицу, вас встречают множество гидов и зазывал, которые предлагают пройти свои услуги, в том числе прохождение без очереди. На самом деле, у кого есть электронный билет, очередь на получение печатного билета совсем небольшая и составляет около 5 минут. А вот очередь на вход для всех одна – точнее отдельная для групп, но я бы не сказала, что там народу меньше, поскольку досмотр происходит как в аэропорту – сумки и рюкзаки нужно класть на ленту. А с большими сумками не пускают во все популярные достопримечательности Рима и Ватикана.
Конечно, Колизей очень величественный, и отличается от всех древнегреческих и древнеримских театров и амфитеатров. Но особо долго делать там нечего, а народу настолько много, что чтобы подойти к краю для осмотра центральной части, нужно ждать. В общем, не могу сказать, что я в восторге. Да и снаружи мне он больше понравился. Но, посетить его раз в жизни думаю, стоит.

Римский форум и Палатин­­
Вообще форум – это тип общественного пространства в древнеримском градостроительстве; центральная городская площадь, сформированная несколькими общественными зданиями, где проходила городская жизнь, уличная жизнь под открытым небом, заключались сделки, велись переговоры. Первоначально на Римском форуме размещался рынок. Одна часть форума предназначалась для лавок, другая для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов, ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.
Ранее тут находились в различное время: храм Сатурна, колонна Фоки, Храм Веспесиана и Тита, Арка Септимия Севера, Курия (место заседаний сената), Ростра (ораторская трибуна, расположенная рядом с Курией), базилика Эмилия, Храм Цезаря, Базилика Юлия, церковь Санта-Мария-Антиква, храм Кастора, Храм Антонина и Фаустины, храм Ромула и базилика Максенция, храм Весты, храм Венеры и Ромы, арка Тита. К сожалению, сейчас от них осталось немного. Римский форум находится на холме Палатин, где есть небольшо садик и большая смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на Рим. Можно рассмотреть множество садиков и террас на крышах домов.
Ну на самом деле, эта достопримечательность оказалась не для меня. Истории Рима я не знаю, и вникнуть в нее за пару дней невозможно.

После Римского Форума мы решили прогуляться до площади Венеции и Капитолийской площади. По дороге нам попалось множество уличных артистов и иллюзионистов, а также просто творческих людей, продававших свои картины и прочие товары. Что-то вроде старого Арбата в Москве, только еще стоят лошади с каретами. На площади Венеции расположен Памятник Виктору Эммануилу II, а по бокам от входа два красивых фонтана, Fountain of the Tyrrhenian, и с другой стороны Fontana dell’Adriatico. Также площадь окружена различными красивыми зданиями и церквями. Ну а главной достопримечательностью капитолийской площади является, конечно, Капитолий.
Далее мы пошли по улице Corso, которая является главной шоппинговой улицей в Риме. Здесь расположено множество магазинов, таких как Zara, Mango, Oysho, Calvin Klein и другие, а также небольшой, но очень красивый торговый центр Галерея Сорди. Кстати, тут мы и купили местную сим-карту оператора Tim. Стоит просто прогуляться по этой улице, даже если вы не планировали шопинг. Каждое здание удивительное и красивое, а если зайти во внутренний дворик, можно увидеть необыкновенные скульптуры и цветы внутри.

Сады и Музеи Ватикана
Входной билет мы покупали заранее, недели за две на официальном сайте. Я очень хотела попасть в сады Ватикана, куда пускают только с гидом или в составе некоторых экскурсий. Поэтому мы взяли экскурсию на открытом автобусе по садам Ватикана, а потом самостоятельный осмотр музеев.
Этот билет, кстати, дает очень большое преимущество, поскольку он рассчитан на определенную дату и время, мы заходили через отдельный вход и не стояли в очереди. Очередь в Ватикан огромная, намного больше чем в Колизей. Честно говоря, не представляю, сколько бы пришлось стоять. Имейте в виду, что билет обязательно надо распечатать, при мне девушку с электронным билетом не пустили. Еще в некоторых местах пишут, что нужно брать с собой паспорт (все-таки Ватикан это другое государство), но у нас не спрашивали. Экскурсия мне понравилась, есть аудиогид на русском, сады прекраснейшие, смотрите фото.

Музеи Ватикана являются одними из самых посещаемых в мире. Насчитывают 54 галереи или зала. Основаны в начале XVI века. Включает в себя картинные галереи, музеи скульптур, исторический музей. Обойти их все не хватит и недели, а обойти осмысленно нужно наверное приходить сюда каждый день в течение года. Поэтому мы посещали по короткой программе, в которую входили обязательно станцы Рафаэля и Сикстинская капелла. Капелла расположена в самом конце, там нельзя фотографировать, да и задерживаться надолго не дают. Еще бы – желающих посмотреть ее огромное количество.
На территории музеев есть небольшой парк и довольно хороший кафетерий. Также периодически встречаются различные сувенирные магазины, в которых продают много религиозных атрибутов, в том числе дизайнерские крестики. Мне в Ватикане очень понравилось, хотя и многовато информации. Я бы советовала сюда сходить, даже если бы пришлось пожертвовать посещением Колизея. Единственное, что наверное не стоит ходить с детьми.

Вилла Боргезе

Вилла Боргезе – римский ландшафтный парк, третий по величине парк в Риме. На территории парка находятся галерея Боргезе, национальный музей с крупной коллекцией этрусского искусства, национальная галерея современного искусства, театр, дом-музей Пьетро Каноника, музей Карло Билотти. После посещения музеев Ватикана и дворца Колонна у нас случилось «культурное перенасыщение», поэтому в этот раз мы решили просто погулять по парку. Парк действительно очень большой, в нем много палаток с водой и едой, ездит паравозик, стоят различные фонтаны и скульптуры. А главное, в середине октября приятно было окружить себя большим количеством зелени и цветов. Также в парке есть небольшой прудик, где можно взять напрокат лодку.
От нашего места жительства мы доехали до Виллы Боргезе на автобусе. Повторюсь, что маршруты общественного транспорта на гугле работают очень точно. Мне парк очень понравился, по нему приятно гулять. Единственный минус, это небольшое количество туалетов на территории. Советую посетить.

Дворец Колонна
Палаццо Колонна – дворец, расположенный в центре Рима. На протяжении 20 поколений принадлежит знатному семейству Колонна. Дворец доступен для посещения только по субботам в первой половине дня. Стоимость билета 12 евро. В дворец можно купить билеты на месте, причем в стоимость билета также включена небольшая экскурсия по внутреннему дворику (на английском и итальянском языке).
В главной галерее (законченной в 1703 году) представлена коллекция предметов искусства семьи Колонна, собранная с 1650 года. Тут можно увидеть работы следующих мастеров: Лоренцо Монако, Доменико Гирландайо, Пальмы старшего, Франческо Сальвиати, Тинторетто, Бронзино, Аннибале Карраччи и других. У выхода из зала на подставке лежит пушечное ядро, попавшее сюда при обстреле дворца в 1849 г. французскими артиллеристами маршала Удино. Только чудо спасло палаццо от пожара и уничтожения. Обязательно возьмите при входе путеводитель, который также есть на русском языке, поскольку картины пронумерованы, а название и автор написаны как раз в нем. На официальном сайте можно найти много информации на русском языке. Мне дворец понравился, но в него стоит идти, если ехать минимум на неделю, ну или вы фанат представленных работ.

­­ Собор Святого Петра
Собор Святого Петра – католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, а также крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Над созданием собора трудились несколько поколений великих мастеров, в том числе Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 000 человек. Строительство собора шло в 1506 – 1626 годы. Высота купола составляет 136 метров, из-за чего его видно практически с любой точки Рима.
Если в собор приходить к открытию, то вы попадете в очередь, которая тянется через всю площадь. Первый раз мы решили пойти после посещения музеев Ватикана, но увидев очередь, в которой можно простоять 2 часа и более, решили вернуться в другой день. Пришли минут за 20 до открытия, и перед нами было около 20 человек, прошли очень быстро. Но главное, в соборе в это время очень мало людей, поэтому есть возможность рассмотреть детали интерьера.
Можно подняться на вершину Собора – на лифте и по лестнице (537 ступеней), по лестнице дешевле. Со смотровой площадки открываются красивые виды на Рим и Ватикан. Слева от Собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами. Внизу находятся Ватиканские гроты, гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившиеся с 15 века, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.
Помните, что в Собор надо одеваться соответствующе. Не допускаются открытые плечи и колени.

Трастевере

Если вы хотите окунуться в атмосферу города, погулять по узеньким улицам вдалеке от толп туристов, советую посетить район Трастевере. Большинство моих красивых фотографий сделаны именно тут.
Поскольку, на момент написания статьи, прошло около года после посещения нами вечного города, я напишу лишь приблизительный маршрут, опираясь на фотографии и отмеченные «сердечки» на гугл картах. Приехали мы в район Трастевере на метро, и вышли недалеко от Термы каракала, станция метро называется Большой цирк. Прогулявшись через Ботанический сад, в котором, между прочим, растут очень красивые розы, мы вышли к небольшому парку на набережной, который называется Giardino degli Aranci. С этого парка открывается красивый вид на Рим. Далее мы прогулялись до площади Мальтийских рыцарей, на которой, отстояв в небольшой очереди, можно увидеть собор Петра через замочную скважину. Затем, перейдя через реку Тибр, мы оказались в районе Трастевере. Для начала мы перекусили в кафе, которое называется Pasta and Wine. Нашли мы его через трип эдвайзер, как кафе с вкусной пастой. Но не могу сказать, что паста тут чем-то сильно отличается от других итальянских, хотя мы с мужем брали разные. Само место сделано по типу фаст фуда, подходит для быстрого для перекуса. Затем мы решили прогуляться по улочкам, посетили знаменитую церковь Санта-Мария-ин-Трастевере (построенная в III веке), дошли до фонтана Аква Паола, от которого поднялись пешком на холм Яникул, чтобы встретить закат. Честно говоря, закат был не особо красивый, поскольку солнце садилось прямо за деревьями. На весенних фотографиях, когда закат с другой стороны, он намного красивее. Но в любом случае вид потрясающий, также тут есть различные палатки, в которых можно приобрести коктейли и закуски, а потом сидеть и наслаждаться красивым Римским закатом.

Термы Каракаллы

Банный комплекс Термы императора Каракаллы строился с 212 года по 217 годы н.э. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 метров, а центральный комплекс 150 на 200 метров, рассчитанный на 1500 посетителей. Уже в V веке термы считались одним из чудес Рима и занимали территорию в 11 га. Они представляли собой огромный комплекс с парком и зеленых насаждений, а также купальных помещений: с горячей водой, с теплой и холодной водой. Вода в них подавалась от акведука, проходы и залы были покрыты огромными сводчатыми потолками, украшенными стеклянной плиткой. В середине 6 века частые набеги восточных готов привели в негодность акведук, питающий термы. А после землетрясения 847 года была разрушена большая часть здания. Раскопки начались только в 16 веке. Летом 1937 года мэр Рима Пьеро Колонна распорядился отдать историко-археологический комплекс а распоряжение Римского оперного театра. Обширная сцена на открытом воздухе, амфитеатр на 20 тысяч зрителей и впечатляющие декорации вдохнули новую жизнь в Термы Каракаллы. Летний театральный сезон прерывался на время Второй мировой войны и на реставрационные работы в 90-х годах, но сейчас он вновь открыт и там проходят различные классические постановки.
Термы Каракалы поражают своей масштабностью и необычным дизайном. Особенно учитывая время, в которое они были построены. В интернете можно найти много различных фотографий и видео, как они предположительно выглядели – это что-то невероятное. Советую посетить, если будет возможность.

Площади и фонтаны Рима

Даже не представляю, сколько в Риме площадей. А фонтанов еще больше. Они расположены повсюду: на площадях, в ресторанах, во внутренних двориках. Фонтаны все необычайно красивые, с наичистейшей водой – часто можно увидеть там рыбок. Расскажу про площади, на которых были мы. Начну, пожалуй, с самой известной площади Треви и одноименного фонтана.
Фонтан Треви (Fontana di Trevi) – самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 49,8 м. Этот фонтан в стиле Барокко был построен в 1732-1762 годах.Фонтан примыкает к фасаду дворца, поэтому они воспринимаются как единое целое, и фонтан кажется еще грандиознее. У фонтана существует поверье, если человек бросит в него монетку, то он приедет в Рим еще раз. Две монеты – любовная встреча, три – свадьба, четыре – богатство, пять монет – разлука. В правой части фонтана есть трубочки влюбленных: молодые пары, испившие из них воды, будут любить друг друга и жить в согласии до самой старости. Фонтан снимали во множестве фильмов. Сама площадь Треви очень маленькая. Помимо огромного количества туристов, тут еще расположены множество джелатерий и сувенирных магазинов. На самом деле к фонтану довольно сложно подойти не только днем, но и вечером. Возможно в 3-4 часа утра тут будет мало людей, но не уверена. Мне фонтан понравился, но не могу сказать, что он намного лучше других фонтанов Рима.
Площадь Испании (Piazza di Spagna) находится в центре Рима, недалеко от станции метро Испания. Она получила свое название по расположенному на ней испанскому посольству. Особенностью площади Испании является то, что она не привычной прямоугольной или квадратной формы, а состоит из двух треугольников. В северной части площади находятся Испанская лестница (барочная лестница из 138 ступеней, построенная в XVIII в) и церковь Тринита-деи-Монти, перед лестницей располагается фонтан Баркачча в виде лодки. Фонтан был построен в 1627-1629 гг. в память о случившемся наводнении, когда на затопленной площади села на мель лодка. Фонтан снабжается водой из античного акведука Аква Вирго (как и знаменитый фонтан Треви). В южной части площади находится дворец Испании, перед которым стоит «колонна Непорочной», возведенная в 1854 году в честь провозглашения догмы о непорочном зачатии.
Площадь Испании является центром римского квартала моды, самые известные торговые марки представлены на улице Кондотти, начинающейся у площади. Несмотря на то, что площадь Испании значительно больше площади Треви, тут очень многолюдно. Это излюбленное место римской молодежи и студентов.
Площадь Навона (Piazza Navona) – римская площадь в форме прямоугольника. С давних времен площадь использовалась в качестве рынка, здесь устраивались карнавальные шествия и конные состязания. Сейчас рыночная торговля открывается только в период рождественских праздников.
На площади расположены две церкви и несколько дворцов, а также три фонтана (ранее было 4 фонтана) и обелиск. Фонтан Мавра, расположенный в южной части площади, первоначально был без фигур, позднее здесь появилась скульптура мавра, состязающегося с дельфином. Фонтан Нептуна в северной части также был изначально без скульптур, а существующие датируются XIX веком. Сейчас тут изображена фигура бога, поражающего своим трезубцем осьминога. В центре площади находится фонтан четырех рек 1647-1651 года. Изначально в центре площади был установлена имитация древнеегипетского обелиска. Затем, талантливый архитектор нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.
Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo) – переводится как народная площадь, находится недалеко от Виллы Боргезе, так что можно объединить их посещение (как мы и сделали). В пешей доступности находится и много других достопримечательностей. Площадь имеет форму овала 100*165 м и является одной из самых больших в Риме. С севера располагаются ворота Порта-дель-Пополо. Посередине площади возвышается египетский обелиск Фламиния. Этот обелиск был перенесен из Гелиополя в Рим в 10 г. до н.э., и долгое время находился в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесен только в 1589 году. Помимо обелиска, площадь украшают фонтаны Джованни Чеккарини: фонтан Нептуна и фонтан Ромы (представляет собой статую богини Рима, рядом с которой находятся двое бородатых мужчин, а у ее ног лежит волчица, кормящая двух новорожденных мальчиков – Ромула и Рема) по сторонам площади, и фонтаны вокруг Обелиска в виде мраморных львов в центре. Исторически площадь являлась местом публичных казней.
Также на площади имеется несколько церквей: Санта-Мария-дель-Пополо, и две очень похожие друг на друга Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи. Рядом с площадью есть знаменитый музей Леонардо да Винчи. А еще можно и нужно подняться на холм Пинчо, с которого будет потрясающий вид на площадь. До сих пор не понимаю, почему мы не поднимались?!
Сейчас площадь пешеходная, а во время праздничных дней сюда привозят сцену, на которой проводятся различные выступления.