Прага – столица Чешской Республики, основанная в XVIII в., с населением 1,3 млн. человек и площадью 496 км2. Прага является главным политическим, экономическим и культурным центром Чехии. Климат в Праге умеренно континентальный, зимы относительно мягкие и малоснежные, а лето обычно дождливое и теплое, весна начинается в марте, а осень заканчивается в начале декабря. Средняя температура воздуха в январе составляет -1,4, а в июле +18,2. Самые дождливые месяцы с мая по август, а самые сухие январь и февраль. В Праге много парков и зеленых насаждений, которые занимают практически половину города. Государственным языком является чешский. В Праге много атеистов, около 70% населения, а из верующих преобладает католицизм.

Что касается транспорта в Праге, то здесь очень удобен общественный транспорт, который включает в себя систему метрополитена, трамваем и автобусов. Метрополитен состоит из трех веток, отличающихся цветом и названием (зеленая А, желтая В, красная С). Очень развита трамвайная сеть. Что касается проездных, то тут действует один проездной на все виды транспорта, включая фуникулер, при чем покупается не количество поездок, а время в пути. Называется такой проездной ездельник – бывает на 30 минут, 90 минут, 1 день, 3 дня и так далее. Нам всегда хватало 30 минутного проездного, поскольку в Праге все довольно близко. Даже от аэропорта до центра можно уложиться в 30 минут. Проездные продают в желтых автоматах в метро, или в газетных и табачных киосках. Также вроде бы есть на трамвайных остановках автоматы, но мы ни разу там не покупали.

Также хочу напомнить, что в Чехии существует местная валюта – чешская крона, которую можно обменять в обменниках на евро или доллары. Обязательно спрашивайте, сколько вы получите за 100 евро ( ну или сколько будете менять) и смотрите чек прежде, чем подписать, поскольку тут многие обменники принадлежат арабам, и они могут обмануть. Например, когда мы были в Праге, мы обменивали по курсу 1 евро=24,4 кроны (иногда 24,5 или 24,6). Прейдя в один обменник на Вацлавской площади, мы спросили, по какому курсу обмен евро, на что он ответил 25. Когда мы дали ему 100 евро, он выдал чек на 1600 крон (хотя должен был на 2500!), объяснив это тем, что курс 25 действует только при обмене от 1700 евро. В итоге мы очень долго хотели вернуть свои 100 евро, но, в конце концов, он поменял нам по курсу 25.

Что касается чешской кухни, то она довольно жирная, преобладает свинина, картофель, и, обязательно, пиво. Из того, что мы пробовали, мне понравился чесночный суп (с ярко выраженным чесночным вкусом, гренками, беконом и расплавленным сыром). Одно из традиционных блюд – кнедлики, которые делают и картофеля и теста, классические или с различными начинками – мне не понравилось, ну точнее на троечку, хотя его кладут почти везде в качестве гарнира. Гуляш также на 3, а вот мужу понравилась тушеная говядина с маринованной капустой (у них какой-то особый маринад). Ну а главным десертом в Праге является Трдельник – это трубочка из слоеного теста, классическая или с различными начинками, которую продают на улице (в кофейне видела только один раз). Трдельник мне очень понравился, особенно с фисташковым кремом (главное, чтобы его было немного, иначе будет ну очень приторно), только вот есть его не очень удобно – начинка выливается везде, где только можно (стоит от 70 до 120 крон, в зависимости от начинки). А еще зимой можно часто встретить глинтвейн, причем стоит всего 50-60 крон (около 150-180 р), который я раньше не любила, но в Праге распробовала. Кстати, пиво в Праге стоит столько же, сколько кофе (иногда, дешевле) в районе 50-70 крон.

Прага признается многими экспертами и туристами одним из самых красивых городов Европы, 5 центральных исторических районов внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди основных достопримечательностей можно выделить: старый город (с рыночной площадью, ратушей, Тынским храмом и памятником Яну Гусу), малый город, Пражский град и собор Святого Вита, Злата улочка, Карлов Мост, Еврейский квартал, Средневековая крепость Вышеград, Страговский монастырь, Пражский зоопарк, Новый город (включая Вацлавскую площадь и Национальный музей), Петршинская башня, телебашня, метроном, а также различные соборы и церкви. Расскажу, какой у нас был маршрут за 4 дня, и что мы успели посмотреть.

1 день

Летели мы в Прагу из аэропорта Шереметьево чешской авиакомпанией смарт вингс. Была небольшая задержка в 15 минут, но в целом полет прошел хорошо. Лететь около 3 часов, питания нет. Можно заказать обед заранее, минимум за 24 часа, стоимостью около 1000 рублей на человека, либо приобрести в полете чай, кофе, сэндвич или кекс. Приехали в отель мы часов в 11, нас сразу же заселили. Мы, не теряя времени, пошли знакомиться с Прагой. Жили мы в отеле Taurus, который находится приблизительно в 2 км от Вацлавской площади, рядом с метро Jiriho z Podebrad, так что свою прогулку мы начали с нее. Поскольку у нас не было крон и нам не на что было купить проездной, а также мы хотели прогуляться – мы пошли пешком. Возле перехода к Национальному музею мы увидели обменник с курсом 24,40.

Первое, что мы увидели – это национальный музей, крупнейший государственный музей, основанный в начале XIX века. Здание в стиле неоренессанс имеет высоту более 70 метров, а протяжность фасада около 100 метров. Главный фасад театра выходит на Вацлавскую площадь. Пройдя до конца по Вацлавской площади, мы повернули направо, на улочку Na Prikope, на которой расположены множество магазинов, среди которых Zara, H and M, Adidas, Hamleys, New Yorker, Mango, Bershka, Pandora и прочие. Дошли до пороховой башни, там же рядом находится концертный зал, возле которого мужчина играл на бокалах – очень необычно. Тут же можно встретить необычные машины, предлагающие экскурсии по Праге. Далее по улице Целетна мы прошли к Староместской площади, самой красивой площади в Праге на мой взгляд. Тут расположились сразу несколько важных достопримечательностей – Тынский храм, Староместская Ратуша с астрономическими часами (Пражские куранты или Пражский Орлой), памятник Яну Гусу, национальная галерея, художественная галерея, церковь Святого Николая, а также множество ресторанов. В одном из них мы решили перекусить – Fat Cat, в котором, кстати, оказалось вкусное пиво (а также пивной сет из 6 видов пива по 200 мл – далеко не везде в Праге есть такой сет). Затем мы еще немного прогулялись по улочкам Праги, посмотрели памятник Зигмунду Фрейду (висящий человек в Праге) и памятник в виде головы Франца Кафки, и вернулись в наш отель.

2 день

На второй день у нас была запланирована пешая экскурсия с экскурсоводом. Встречались мы у метро Малостранская. Сначала мы прогулялись с другой стороны реки Влтавы, так называемой Малой Стране, дошли до музея Франца Кафки, рядом с которым расположена скульптура писающих мужчин (кстати музей нам экскурсовод не советовала), посмотрели )самую узкую улочку в Праге, на которой есть светофор для прохода (она была закрыта, но на самом деле она и не является улицей, а пожарным проходом). Прошли к стене Джона Леннона и на остров Кампа, увидели отметку о наводнении, а также дом, где жила Марина Цветаева, и подошли к Карлову мосту. Пройдя через Карлов мост, послушали историю его основания и загадали желание, после чего прошли к Староместкой площади. Там мы попали как раз на представление Пражских курантов, которое проходит каждый час. На этом экскурсия завершилась. На самом деле, мне прогулка с экскурсоводом понравилась, я узнала много интересного, правда почти все уже забыла. Еще плюс в том, что можно целиком сосредоточиться на фотографии, не отвлекаясь на карту, поиск информации и прочее. Также экскурсовод дала наводку на несколько интересных объектов, которые мы проходили мимо, или же не доходили, ну и я лично для себя отметила, куда хотела бы вернуться.

Пообедав, мы решили, что впереди еще половина дня, и решили поехать в Вышеград. Доехали мы туда на трамвае, около 7 остановок. Какой-то трамвай идет практически к входу, а от остановки другого пришлось немного подниматься с набережной. Ехать около 7 остановок, но также можно и на метро, станция Вышеград. От метро везде есть указатели, потеряться трудно, вход бесплатный. На самом деле Вышеград не особо туристическое место, то есть, конечно, туристическое, но там нет толп, и поэтому вдвойне прекрасно там погулять, даже зимой. Вышеград – это древняя крепость, основанная в X веке, и считается одним и первых центров чешского государства. Здесь нет множества кафешек и сувенирных магазинов, зато есть небольшой парк, с прекрасными видами на Прагу, в котором так приятно погулять. В вышеграде находятся несколько достопримечательностей: новоготический храм Святых Петра и Павла, остатки древнейшей романской базилики, ротонда Святого Мартина и Вышеградское кладбище. Но самое главное – это виды, открывающиеся с крепости на Прагу. Смотрите сами.

3 день

На третий день мы решили поехать в Пражский Град – жемчужину Праги, как его называют. Вообще до него удобнее добираться на 22 трамвае, но поскольку у нас рядом метро, то мы поехали до станции Малостранская, а оттуда уже поднимались пешком, вход со стороны Черной Башни.

Пражский град это крепость в Праге, включающий комплекс зданий, храмов и сооружений, являющаяся резиденцией президента Чехии, ранее чешских королей и императоров Священной Римской империи. Считается самой большой по площади президентской резиденцией в мире. Вход на территорию Пражского града свободный, а вот в Собор и прочие учреждения платный, причем билет единый, и купить билет только в собор нельзя.

Основной достопримечательностью Пражского Града является Собор Святого Вита, строящийся на протяжении 6 веков, и оконченный лишь в XX веке. Собор действительно очень красивый, в готическом стиле, с множеством архитектурных элементов и лепниной. Также тут можно увидеть старый королевский дворец, часовню святого Креста, картинную галерею Пражского града, костел Святого Иржи и Злату Улочку – улица пряничных, кукольных домиков, сувениров и туристических магазинчиков (ранее тут проживали Франц Кафка и Ярослав Сейферт). Также тут есть Королевский сад, который зимой был закрыт, но думаю летом там очень красиво. В 13:00 возле входа в Пражский Град на Градчанской площади проходит смена караула. Причем мероприятие проходит не за воротами, а караул идет через всю площадь, довольно интересно.

На самом деле мне понравился только Собор Святого Вита, все остальное – разрекламированные объекты для туристов. Возможно летом, с открытым садом тут интереснее, но гулять в толпе я особо не люблю. Но в Собор приехать однозначно стоит, один из самых красивых соборов, который я видела.

Немного прогулявшись по градчанской площади, мы посморели смену караула и выпили глинтвейна. Затем мы спустились обратно в район Малая Страна и решили посмотреть то, что не увидели вчера – Церковь Святого Николая, скульптуру Безликим младенцам на острове Кампа, памятник жертвам коммунизма, и просто погулять по этому району. Кстати, возле места под названием Малостранские Намести, находится много ресторанчиков и сувенирных магазинчиков, тут и цены подешевле, чем в Старом Месте, и выбор побольше, и народу меньше. Мне тут понравилось даже просто гулять. Тут то мы и решили зайди на обед, причем я очень хотела попробовать чесночный суп, и как обычно бывает, практически нигде его не было. В этой части Праги почему-то распространены комплексные обеды (бизнес-ланчи по-нашему), но в итоге мы его нашли. Мне суп очень понравился, довольно необычный насыщенный чесночный вкус, гренки и сыр с беконом. Обязательно попробуйте, если будете в Праге (ресторан Kamparium – restaurace and Steak).

Затем через мост Легии мы прошли к национальному театру (потрясающей красоты здание), и прогулялись в этой части Праги. Дошли до Вацлавской площади, и пошли в один бар, который я видела в передаче Орел и Решка, Vytopna. Об этом мест знают наверное все, кто был в Праге. Особенностью является то, что напитки за столик приносит не официант, а паровозик. Интересное место, стоит разок посетить. Цены возможно чуть выше остальных, и за паровозик надо дополнительно заплатить 25 крон с человека. На этом наша прогулка закончилась, 14 км и 25 этажей пройдено, 700 ккал сожжено. Можно ехать домой.

4 день

На 4-й и последний наш полный день в Праге у меня было намечено посещение Тройского Замка, и, возможно, Пражского зоопарка, поскольку он там рядом. Но, к сожалению, Тройский замок был закрыт (хорошо, что мы это узнали до того, как туда приехали). Поэтому за дело взялся мой муж, и мы поехали в Монастырь Святой Анежки.

Маршрут наш пролегал от станции метро Староместская и пролегал через еврейский квартал. Мы прошли мимо старого еврейского кладбища, синагоги и еврейской Ратуши, дошли до монумента Кафки и Испанской синагоги, подошли к церкви Святого Кастулуса, рядом с которым находится монастырь. Кстати еврейский квартал мне очень понравился, много красивых зданий, тихо, спокойно, мало туристов, рекомендую к посещению.

Вход в монастырь платный, 250 крон с человека. Сам монастырь очень старый и большой, в нем находится обширная выставка местных религиозных предметов искусства, часть из которых очень древние. Мне эта тематика не очень близка, поэтому я ходила скорее за компанию. У монастыря есть внутренний двор, на котором расположены несколько современных скульптур, из-за которых я и поехала. Но зимой вход в этот сад оказался закрыт.

После монастыря мы решили еще немного прогуляться по Праге, вышли на улицу Revolucni и дошли по ней до музея КГБ. На этой улице расположено много магазинов-галерей, вообще мне показалось в Праге очень много таких творческих магазинов, которые продают картины или наборы для художников и творческих людей. Затем мы дошли до памятника 4 музыкантам и Йиндржиховой башни, рядом с которой находится церковь святого Йиндржиха и Святой Кунгуты. Вообще для атеистов у них довольно много церквей, и большинство из них довольно красивые. Один собор святого Вита чего стоит! Тут еще интересно посмотреть Иерусалимскую синагогу – здание очень необычное и яркое, к сожалению, зимой было закрыто. Затем мы вернулись на Староместкую площадь, и, к своему удивлению, обнаружили недалеко от нее рынок. Гавельский рынок – это круглогодичный продуктовый и сувенирный рынок в Праге. Здесь большой ассортимент, а цены ниже, чем в магазине. В основном тут продают различные сувениры, а из еды то, что долго хранится – мед, соусы и прочее. Есть изделия из натуральной кожи (кошельки, сумки) и различный Hand Made. Я очень расстроилась, что не знала о нем раньше, и что мы узнали только перед отъездом. На этом наши экскурсии по Праге закончились.

Вывод: Прага мне понравилась, очень красивый город, но честно сказать - не зацепило. Возможно, потому что мы были зимой. Но, например, зимой в той же Риге (а там было вообще -13, тут от 0 до +7) мне понравилось больше, она более уютная что ли. Зимой для Праги 4 дня нам хватило более чем. Отсюда есть много экскурсий, как по Чехии (различные замки, чешский Крумлов, Карловы Вары), так и в соседние страны (Дрезден, Вена, Нюрнберг, Мюнхен). Но в такие крупные города, по моему мнению, лучше приезжать отдельно на несколько дней, пары часов для них точно мало. А вот в Крумлов и чешские Замки я бы съездила.